Окраска металлоконструкций: технологии, краски, этапы

Окраска металлоконструкций: технологии, краски, этапы

В современном строительстве и производстве покраска металла применяется повсеместно. Окрашивание не только придает изделию эстетичный облик, но и защищает от распространения коррозии — главного источника разрушения металла. Какими бывают технологии окраски и используемые лакокрасочные материалы, раскрываем в статье.

Технологии покраски металла 

Ручная покраска. Окраска металла с помощью кисти или валика. Кисти (отличаются размером, ворсом и жесткостью) используют для покраски маленьких участков изделия или деталей со сложным рельефом. Валик, наоборот, применяют при заполнении больших ровных поверхностей. 

При ручной покраске использовать можно любой тип краски, но преимущественно обращаются к масляным, алкидным и полиуретановым. Ручная работа менее продуктивна, чем механизированные способы покраски. Однако в некоторых случаях окраска кистью или валиком оказывается выгоднее: когда нужно покрасить только часть металлоконструкции, нанести покрытие на детали со сложной конфигурацией или окрасить штучные изделия. Такой тип окрашивания применяется чаще всего не на поточном производстве, а в небольших компаниях или хозяйстве. 

Окунание в краску. Простейшая механизированная технология окраски металла, широко используемая в промышленности: машиностроении, металлообработке, строительстве. Окунание задействуют для обработки металлоизделий обтекаемых или сложных форм — с рельефами и внутренними полостями. 

На предприятиях используют конвейерные линии окунания, состоящие из транспортного механизма, ванны для окрашивания и лакокрасочного средства; также система может быть оснащена туннелем для выдержки окрашенного изделия в парах растворителя. Специальное оборудование плавно окунает и извлекает конструкцию из краски, далее оставляя изделие над ванной для стекания излишек. Размеры изделия ограничены размерами емкости с ЛКМ. К недостаткам данной технологии относят невозможность обеспечить полностью равномерное покрытие: оно тоньше на месте стекания краски.

Распыление краски. Краска наносится на металлоконструкцию путём пульверизации через специальное устройство. Метод бывает воздушным и безвоздушным. К воздушным относится распыление ручными или электрическими краскопультами, а также специальным пневматическим аппаратом. 

Ручные и электрические устройства используется в основном в быту. Пневматические окрасочные аппараты применяются в промышленности: они работают на сжатом воздухе от компрессора. Применение ручных устройств возможно только с водоэмульсионной краской, но пневматика видами красок не ограничена. К преимуществам метода относят высокую скорость работ (в 3–5 раз быстрее ручного окрашивания), к недостаткам — большой расход распыляемого материала.


При обычном распылении в покрытии нередко образуются пузыри. Для создания более ровной поверхности используют безвоздушное распыление: в специальный аппарат через систему шлангов поступает ЛКМ под большим давлением и на высокой скорости выходит из сопла, из-за чего происходит дробление краски на мелкие частицы. Гидродинамическое воздействие обеспечивает точное и ровное распределение краски по металлу. Стоимость безвоздушного окрашивания выше обычного распыления. 

Порошковая покраска. В промышленных масштабах наиболее эффективна технология порошкового окрашивания: напыление на металл пигмента, который полимеризуется на высоких температурах. Существуют различные методы распыления краски. При электростатическом методе на электронейтральный металл наносят положительно-заряженный полимер, который «прилипает» к поверхности. В случае применения термосмазки конструкцию сначала нагревают, а затем распыляют на неё порошок из пульверизатора. Ионное нанесение осуществляется погружением изделия в электризованный порошок и подключением к источнику тока: частицы порошка прикрепляются к металлу за счет заряженных ионов. 


В процессе окраски задействуют покрасочную камеру (внутри нее проходит напыление порошка), пульверизатор и полимеризационную печь (нагрев изделия на заключительном этапе). Порошковая покраска обеспечивает равномерное и стойкое к механическим воздействиям покрытие, антикоррозионную защиту, долговечность облицовки (до 30 лет) и экономный расход материала — благодаря рекуператору в камере потеря краски составляет 2–5%.

Виды красок 

Выбор ЛКМ зависит от нескольких факторов: технология покраски, тип поверхности — черный или цветной металл, слой оцинковки, ржавчина, и условия эксплуатации металлоконструкции — высокие температуры, постоянное воздействие солнечных лучей, повышенная влажность. Краски подразделяют на группы по составу:

  • Масляные. Недорогие краски на органической основе, которые подходят для внутренней отделки, так как плохо переносят перепады температур, ультрафиолет и не защищают от коррозии. Слои масляной краски наносят на грунтовку, процесс покраски сопровождается резким запахом.
  • Эпоксидные. Создаются полимеризацией эпоксидной смолы, образующей прочное покрытие. Испарения смолы токсичны, поэтому краска используется или в наружных работах, или в вентилируемых помещениях. Эпоксидная эмаль обладает хорошей сцепляемостью с металлом,  устойчива к коррозии и высоким температурам и создает долговечное покрытие (от 10 лет). Эпоксидка часто применяется для окраски цветных металлов. 
  • Алкидные. Это синтетические «масляные» краски, отличающиеся невысокой стоимостью, простотой применения и износостойкостью. Они защищают от ржавчины, однако пожароопасны и неустойчивы к солнечному свету. 
  • Акриловые. Как и алкидные краски, акрил прост в нанесении и почти не требует подготовки поверхности перед окрашиванием. Обладает и термостойкостью, и коррозионной стойкостью. Активно используется в домашних условиях. 
  • Резиновые. Имеют уникальный состав (от латекса до антифриза), за счет чего покрытие обладает эластичностью, как у резины. Слои резиновой краски не трескаются и не деформируются, они термо– и влагостойкие. Благодаря неуязвимости к любым атмосферным осадкам идеально подходят для отделки крыш. 
  • Полиуретановые. Современный вид ЛКМ, создаваемый на основе смеси олигомеров и характеризующийся устойчивостью к механическому износу, перепадам температуры и влажности. Краски с полиуретаном подходят и для внутренних работ, и для уличных условий. Считаются эффективным средством против распространения ржавчины. 

Процесс окрашивания

При различных технологиях процесс окраски металлоконструкций отличается, однако можно выделить общие этапы процедуры: 

  1. Очистка и обезжиривание поверхности. Обязательный этап подготовки изделия к окрашиванию, на котором сначала оценивают состояние металла. Новые изделия не требуют серьезного очищения: их протирают тряпкой с обезжиривателем, который удаляет жиры, следы клея, разводы, пятна. 

Металлы, уже находящиеся прежде в эксплуатации, очищают механически, химически или термически. В первом случае используют щетки, шлифовальные диски, наждачки. При химической очистке на конструкцию наносят специальный раствор: он отслаивает старую краску от поверхности. Термическая очистка предполагает нагревание металла, при котором слои ЛКМ отделяются от поверхности. 

  1. Грунтовка. Многие краски (например, эмали или лаки) не требуют предварительной грунтовки поверхности, однако для некоторых составов этот этап обязателен. Слои грунтовки дополнительно защищают конструкцию от коррозии, но главное: именно грунтование обеспечивает лучшую адгезию — сцепляемость — металла с краской. Иногда поверхность дополнительно шпаклюют для максимального выравнивания. 
  2. Окраска. Непосредственно процесс покраски изделия в соответствии с выбранной технологией. 
График работы:

Круглосуточное производство

Адрес производства:

дорога на Петро-Славянку, 5К

Наш телефон:

+7 (812) 906-22-67

Написать в Telegram

plazma_spb_bot

Наша почта:

sale@plazma-spb.ru

Отзывы о нашей работе